Ситуационная задача № 2
Ситуация
Юноша 17 лет пришел на прием к психиатру в сопровождении матери.
Жалобы
На приступы, во время которых он кусает руки до крови.
Анамнез заболевания
- среди ближайших родственников никто к психиатрам не обращался
- в детстве нередко отмечались простудные заболевания, хотя в детские учреждения не ходил
- родители часто выезжают с ним на природу, с мая по сентябрь живут в деревне
- больному оформлена инвалидность, в суде установлена его недееспособность, мать является опекуном сына
Анамнез жизни
Третий желанный ребенок в православной религиозной семье. При рождении каких-либо отклонений от нормы не выявляли. Беспокойство возникло, когда в 2 года пациент не начал говорить, отличался в развитии от старших детей тем, что самостоятельно не вступал в контакт с окружающими, не мог жестами и мимикой выразить свои желания, при этом остро реагировал на уход мамы, не отпускал её от себя, в её присутствии успокаивался, не обращал на неё внимание, играл самостоятельно. Для игры использовал веревки, винтики, но не игрушки, стереотипно раскладывал их в ряды и линии. Пользуется туалетом с 3 лет, первые слова стал произносить в 5 лет, мог выговаривать довольно сложные слова, часто не относящиеся к ситуации, стереотипно их повторял. Не смог пойти в детский сад из-за неумения контактировать со сверстниками, мог ударить другого ребенка, не соблюдал режим, не реагировал на слова воспитателя. С 7 лет обучается на дому, научился читать, считать и писать, однако собственные его тексты часто состоят из повторения одних и тех же словосочетаний, составлены без учета правил грамматики. Уже с 5-летнего возраста отмечались эпизоды самоагрессии, но они были редкими. Последние 3 месяца, когда ему отказывают родители в чем-то, а иногда без всякой причины, кусает пальцы и кисти рук до крови не реже чем 5 раз в неделю.
Объективный статус
Во время врачебного приема не может усидеть на месте, стереотипно подходит к окну, пытается его открыть, по требованию мамы садиться на стул, но тут же встает и походит к окну, повторяет «птичка-синичка» (хотя никакой птицы за окном нет). О себе говорит в третьем лице «Тимоша поедет с Дашей на море» (Даша – это школьная подруга матери), «Тимоша подарит Даше газонокосилку», «Даша будет косить траву газонокосилкой».
Стереотипно повторяет «мы пойдем к доктору, доктор хороший». Встревает в разговор врача и матери: «Мама, мы подарим Даше газонокосилку?» По требованию врача быстро и монотонно читает текст в книге, пишет своё имя и адрес крупным детским почерком, быстро совершает в уме несложные операции на умножение и деление, однако легко отвлекается, встает, подходит к окну, пытается его открыть, говорит «птичка-синичка».
Результаты обследований
Клиническое патопсихологическое исследование
Обнаружены и описаны нарушения поведения, настроения и мышления.
Физикальное обследование. Признаков дизэмбриогенеза не обнаружено.
Неврологическое обследование
Нарушений со стороны черепномозговых нервов и вегетативной нервной системы не обнаружено, рефлексы живые, симметричные.
Психологическая оценка психического развития
IQ составил 65%.
Вопросы к ситуационной задаче № 2