Ситуационная задача № 1
Ситуация
Подросток 15 лет пришел на прием к психиатру в сопровождении матери
Жалобы
На сложности обучения в школе, проблемы взаимоотношений со сверстниками, постоянные мучительные сомнения и неуверенность в себе
Анамнез заболевания
- живет с матерью и бабушкой, мать 3 раза лечилась в стационаре по поводу ипохондрической депрессии;
- отец ушел из семьи, когда мальчику было 9 лет, продолжает поддерживать связь с семьей;
- наш пациент продолжает заниматься дзюдо, несмотря на трудности общения, алкоголь не употребляет, не курит.
Анамнез жизни
До 14 лет никаких психических расстройств не наблюдалось, учился в основном на «хорошо», занимался в секции борьбы дзюдо, в классе был тихим молчаливым, но пользовался уважением одноклассников. Дома любил читать книги в стиле фэнтези. Последний год появилась внутренняя тревога, неуверенность в себе, над домашним заданием стал работать в 5 раз дольше, следил, чтобы учебник лежал параллельно краю стола, чтобы компактдиски стояли строго вертикально, проверял положение на теле резинки трусов, долго чистил зубы, так как не был уверен, что правильно держит зубную щетку. В школе возникли проблемы с посещением туалета, не мог войти туда, когда кто-то находился в туалете, чтобы попасть в туалет, уходил с уроков. Стал испытывать напряжение в присутствии одноклассников, говорил, что его раздражают их глупые интересы и пустые разговоры. С нетерпением ждал возвращения матери с работы. Требовал, чтобы она проверила, всё ли он делает правильно,настаивал на том, чтобы она много раз повторяла одну и ту же фразу. В противном случае плакал, говорил, что не хочет жить.
Объективный статус
Сначала предоставляет матери возможность рассказать о его расстройстве, затем начинает перебивать её, говорит, что она неверно излагает события. Заявляет, что он стал не таким, как все, не понимает, как надо общаться с людьми, считает, что все окружающие видят его странности и осуждают его.
Говорит, что его беспокоят «пунктики», не может связно объяснить, что это такое, приводит пример с компакт-дисками, что не всегда уверен, правильно ли они лежат, дотрагивается до них, чтобы убедиться, что всё нормально. Отрицает стремление к чистоте и порядку, не испытывает страха загрязнения или заражения, однако долго моется и чистит зубы, при этом следит, в каком направлении распространяются брызги воды, как расположена зубная щетка, в каком направлении движется по телу мочалка. Мимика довольно бедная, однако понимает шутку, в ответ на замечания врача может засмеяться громким неестественным смехом.
Вопросы к ситуационной задаче № 1: